Заголовок сайта
Портфолио учителя=>Моя педагогическая философия

Моя педагогическая философия

  Именно в детстве происходит посев добра.
Но лишь через годы будет ясно, оказались
ли семена добра всхожими или сорняки
зла погубили их. Задача каждого из нас –
помочь взойти семенам добра.

Сергей Михалков.

1 сентября – мой первый день встречи со школой. Моя доверчивая ладошка – в уверенной ласковой руке первой учительницы, Людмилы Николаевны Архиповой. И это ощущение доброты, спокойствия, доверия я пронесла через все свои школьные годы.

Став учителем, я поняла, что дети – это «цветы» жизни. И то, насколько мы, педагоги, приложим свои силы, знания, умения зависит, как они зацветут, раскрывая свои способности и какой след они оставят на нашей земле.

Мне очень близки слова С. Михалкова о том, что в детстве происходит посев добра, что именно мы должны помочь взойти этим семенам. По моему мнению, это произойдёт только в том случае, если ребёнок будет чувствовать себя личностью.

В своей педагогической деятельности я стараюсь, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя личностью. Ведь становление личности происходит с момента рождения и основывается на семейных ценностях, а мы помогаем ей развиться.

Когда ребёнок приходит в школу, это уже маленький росток, со своим мировоззрением, интересами, взглядами, увлечениями. И очень образно это подметил русский литературный критик В. Г. Белинский: «Нет, не белая доска душа младенца, а дерево в зерне, человек в возможности! Как ни старо сравнение воспитателя с садовником, но оно глубоко верно, и мы не затрудняемся воспользоваться им. Да, младенец есть молодой, бледно-зеленый росток, едва выглянув­ший из своего зерна; а воспитатель есть садовник, кото­рый ходит за этим нежным, возникающим растением. Посредством прививки и дикую лесную яблоню можно заставить, вместо кислых и маленьких яблок, давать яб­локи садовые, вкусные и большие; но тщетны были бы все усилия искусства заставить дуб приносить яблоки, а яблоню — желуди. А в этом-то именно и заключа­ется, по большей части, ошибка воспитания: забывают о природе, дающей ребенку наклонности и способности и определяющей его значение в жизни, и думают, что было бы только дерево, а то можно заставить его при­носить что угодно, хоть арбузы вместо орехов».

Нам, педагогам, как садовникам необходимо ухаживать за этим нежным созданием, не допустить, чтобы его сломали, чтобы он засох. Нужно верить в исключительность каждого ребёнка и дарить ему эту веру. На данном этапе моя работа, зачастую незаметная, состоящая из мельчайших деталей, идёт постоянно – на уроках, переменах, во внеурочное время. Результат виден спустя лишь годы.

Чтобы цветок зацвёл, необходимы солнечные лучи. А в классе, я считаю, солнце для наших детей - учитель. Ведь от его тепла, доброго взгляда, улыбки создаётся психологический климат в классе.

Моим педагогическим девизом являются слова завуча школы Раисы Даниловны Кружилиной: «Переступила порог школы - забудь о своих неурядицах, печалях. Улыбнись - от этого и тебе, и детям станет легко».

Живя в сложных экономических условиях, дети видят, знают проблемы родителей и зачастую в школу приходят в подавленном состоянии. И этот момент я стараюсь не упустить: спросить: «Как дела?», сказать два-три добрых слова, прикоснуться, приобнять, похлопать по плечу, взъерошить волосы; в урочное время похвалить за выполненное задание, подбодрить, если не получилось. Ведь не случайно народная мудрость гласит: «Ласковое слово и буйную голову смирит».

Возникновению ниточки доверия между мной и детьми помогает не фамильярное обращение, а по имени. Ведь в имени человека заключены его личность и душа. «Имя человека – самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке», - писал Дейл Карнеги.

И ещё один главный аспект доверия ученика к учителю – это честность и прямота. И от того, насколько мы с ними будем честными, не будем бояться открыться перед ними как личность, научимся воспринимать всех и себя со множеством недостатков, откроется перед нами возможность для доверительного диалога, и тогда учение и воспитание становятся общением, обогащающим и учителя, и ученика.

«Разумное воспитание и злого по натуре делает или менее злым, или даже и добрым, развивает до из­вестной степени самые тупые способности и по возможности очеловечивает самую ограниченную и мелкую на­туру: так дикое, лесное растение, когда его пересадят в сад и подвергнут уходу садовника, делается и пышнее цветом, и вкуснее плодом», - писал В. Г. Белинский

Интерес предмету раскрывается перед детьми, поскольку интересен сам учитель. Поэтому учитель должен быть мастером слова, жеста, мимики, паузы.

Используя на уроках новые педагогические технологии, я стараюсь превратить этот урок в урок-общение, чтобы каждый ученик работал раскованно, легко, радостно, не боялся высказывать свою точку зрения и удивлял своими мыслями, догадками, предположениями.

Владея компьютерной грамотностью, признавая роль информационных технологий в процессе обучения и умея получать информацию с помощью компьютера, я навсегда останусь учителем «человековедения».

И награда для меня – блеск в детских глазах: «Сделал! Сумел! Получилось!»

Конечно, каждому учителю хочется иметь способных учеников, но все дети – очень разные. Для меня необычайно важно дать каждому ребёнку возможность самореализоваться, дать ему почувствовать его пусть маленький, но успех, вовремя замеченный и одобрённый.

И постепенно замечаешь, что тебя окружает настоящий цветник детских душ: ярких и неповторимых.

Для того, чтобы этот цветник остался крепким, необходима плодородная почва. Почвой для наших детей является семья и школа, которые дают самое необходимое: тепло, любовь, заботу. От нас, взрослых, зависит, будет ли благоухать этот цветок, не завянет ли он, не погубят ли его сорняки зла.

В детстве начинается длительный процесс познания – познания умом и сердцем – тех нравственных ценностей, которые лежат в основе современного образования: безграничной любви к Родине, готовности отдать жизнь за её счастье, величие, могущество; приносить пользу Родине своим трудом, творчеством. Поэтому в педагогической деятельности я стараюсь прививать детям эти качества.

Такова моя философия – взять росток, помочь ему превратиться в красивый цветок и дать возможность зацвести и самое главное – это помочь созреть полезному плоду.

Проходят годы, и я уже замечаю тот цветник детских душ, в которые я вложила частичку своей души.

Выпускники – частые гости школы. Они заходят для того, чтобы поздороваться, поделиться своими успехами, поинтересоваться нашей школьной жизнью. Это радует и даёт силы для дальнейшей работы.

© 2018-2019 Пытель Н.В. Официальный информационный портал ГИА Официальный интернет-портал правовой информации Администрация Весёловского района Министерство образования и науки РФ Федеральный портал "Российское образование" Единое окно доступа к образовательным ресурсам Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов Единый урок безопасности в интернете